+7 (39035)9-71-23
респ. Хакасия, п. Колодезный, микрорайон, 8
natalia-19filon@mail.ru
Конкурс. Развитие речи детей посредством наблюдений в природе
Работа с родителями

 Я расскажу вам про 10 правил проблемного поведения ребенка и варианты решения этих проблем!

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Конкурс. Развитие речи детей посредством наблюдений в природе

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдений в природе»

  

Цель: распространение опыта работы по развитию речи детей посредством наблюдений в природе.

 

Задачи: представить теоретический и посезонный практический материал по проведению наблюдений в природе с детьми старшего дошкольного возраста.

  

Подготовил доклад: Филон Н.И., воспитатель

  

Среди важных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду задача обучения родному языку, развитию  речи и общению - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: совершенствование звукопроизношения, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

 

Процесс усвоения речи - это работа органов речи: мозга,  артикуляционного и дыхательного аппарата.

 

Существует 6 закономерностей процесса усвоения родного языка:

  1. Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка. Развиваются речедвигательные ощущения.
  2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.
  3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребенка.
  4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т.е. интуитивное (неосознанное), правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентами языка. При этом развивается память ребенка.
  5. Письменная речь усваивается, если её опережает развитие устной речи, если она является как бы переводом звуковой речи в графическую. При этом развиваются познавательные способности, эмоции и воля ребенка.
  6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие ребенка было проведено в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения  ее ребенком идет быстрее и легче.

 

Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной способности (ощущения, памяти, воображения) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость, совершенствования структуры речевых навыков от развития  познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.

Человеку присущ познавательный инстинкт, врожденная любознательность, «инстинкт достижения».                     

Ребенка побуждает к действию не нужда в чем-то, не недостаток, а стремление к новому переживанию. Эта потребность не насыщаема, поэтому она стимулирует внутреннее содержание психического развития - становления интеллекта. Таким образом, у ребенка есть спонтанный стимул к овладению родной речью.

Большие потенциальные возможности для развития речи заложены в процессе воспитательно - образовательной работы с детьми в условиях прогулки при проведении наблюдений.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Ежедневные наблюдения на прогулке формируют представления детей о мире природы, людей, обогащают эстетические представления.

Своей основной задачей мы считаем формирование элементарных навыков, необходимых в наблюдении: учить детей более или менее длительно сосредотачивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные  вопросы, выделять яркие признаки.

Слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или: о том понятии,      которому оно соответствует.

Процесс усвоения ребенком слов происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам: предлагаем ребенку предметы осмотреть, потрогать, погладить и т.д. Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание входит в его сознание через пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. После того, как ребенок усвоит чувственную основу слова, он оказывается способным к пониманию его обобщающего значения.

Каждое наблюдение имеет свою речевую задачу: научить ребенка самостоятельному словоизменению, грамматически правильному оформлению и распространению предложений, формировать навыки связной речи.

В ходе наблюдений продолжаем формировать активный и пассивный словарь ребенка, уточняем названия предметов и их частей (грабли- зубцы, ручка), обращаем внимание на качество и материал, предлагаем назвать цвет, вводим обобщенные слова: фрукты, овощи, одежда, зимующие птицы и т.д., а также упражняем в употреблении различных грамматических форм в ходе наблюдений:

  1. учим изменять имена существительные в числе  (ветка-ветки)
  2. образовывать уменьшительно-ласкательных формы  существительных (забор-заборчик, елка-елочка)
  3. употреблять существительные ед. и множественного числа, обозначающие детенышей животных (зайчат, медвежат, утят).
  4. согласовывать прилагательные с существительными (сухого песка, голубому небу)
  5. употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

 

Большое внимание уделяем составлению предложений с однородными членами, например, определениями (Репка круглая, желтая, сладкая, вкусная!)

Упражнения по развитие речи проводим в комплексе с другими видами работ, в связи с чтением стихов, потешек, загадыванием загадок, рассказыванием сказок («Как капелька путешествовала»)

 Для формирования навыков связной речи вовлекаем ребенка в диалоги, которые ему понятны и интересны, побуждаем к использованию уже знакомых слов.

 Важно с интересом относиться к желанию высказаться о чем-либо, основываясь на свой небольшой опыт, ведь к концу четвертого года жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, по сути становится полноценным собеседником.

 В целом, все ежедневные наблюдения во время прогулки в детском саду должны способствовать развитию внимания, памяти, мышления, совершенствованию речи ребенка.

  

Наблюдения в сентябре.

 

Тема «Знакомство с березой».

 Цель: познакомить со строением дерева - березой.

 Что есть у березы?

 Какого цвета ствол, листочки?

 Как называют дерево?

 Кто хочет его похвалить?

  

Тема: «Осенние цветы»

 Цель: познакомить с названиями цветов, закрепить понятия «высокий-низкий», «короткий-длинный»

Какие цветы растут на клумбе?

Какие они по цвету, высоте, длине?

 Что есть у цветка? (провести пальчиком по основным частя, растения)

 Как нужно относиться к цветам на клумбе? (не рвать, не топтать)

 

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

 

 Тема «Знакомство со стволом березы».

 Цель: дать знания об основной части дерева - стволе.

 Белая береза в золоте стоит

 И листвою желтой тихо шелестит.

 Посмотрите, какой красивый сарафан у березки, ответьте на вопросы.

 Как по-другому мы называем сарафан березки?

 Какой стволна ощупь? (дать, потрогать кусочек коры)

 Какого он цвета?

 Береза высокая или низкая?

 Сможем ли мы обхватить ствол руками? Давайте нашей березке споем песенку про нее.

 

 Тема «Дует ветер».

 Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

 Давайте послушаем, какую песенку поет нам березка листочками, как она ими шелестит.

 Почему береза шелестит листочками?

 Посмотрите, веточки наклонились и дрожат, играют с ветерком. Но ветерок исчез и листочки успокоились. Иногда ветер бывает такой сильный, что срывает их, получается листопад – со всех деревьев падают листочки.

 Посмотрите, как ветерок иrрает с вертушкой, ленточкой.

 Какой дует ветер?

  

Тема: «Птицы на нашем участке – воробей»

 Цель: дать знания о птицах, их строении, пиrании, образе жизни.

 Кто этo? Какой он?

 На чем прыгает?

 Сколько у него лапок?

 Что у него еще есть?

 Зачем крылышки?

 Зачем клюв?

 Чем питается воробей?

 Зачем ему глаза?

 Что надо видеть?

 Кто это? Смотрите, у голубя тоже есть ... (перечислить). Он не прыrает, а ходит.

 Кто больше: воробей лил голубь?

 Воробей маленький, а голубь большой. Один прыгает, а другой ходит. Воробей и голубь -

 птицы. У них есть ...(перечисчислить)

  

Тема «Грибы съедобные и несъедобные».

 Цель: познакомить с грибами.

 Что это?

 Похож он на цветок?

 Почему это не цветок?

 Что есть у цветка?

 Что есть у гриба?

 Когда растут грибы? (Грибы растут быстро: дождик льет, а гриб растет.)

 Где любят расти грибы? (У елочки растут белые, у березки - подберезовики, у осинки

 - подосиновики, у сосен - маслята)

 Посмотрите, у каждого своя шапочка: у масленка, груздя, сыроежки

 Как люди используют грибы?

 Почему люди любят грибы?

 Что готовят из грибов?

 Все ли грибы можно есть?

 Есть грибы ядовитые и съедобные.

 Почему нельзя есть ядовитые?

 Так какие же бьвают грибы?

 «Кто шляпу на ногу надевает?» (гриб)

 

 Тема “Наша рябинка. Наблюдение за листоnадом».

 Цель: дать представление об изменениях в природе осенью. Воспитатель. Полюбуемся красотой осени!

 Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем, Под ногой они шуршат, скоро будет полный сад..

 Как осыпаются листья?

 Как называется дождик из листьев? (Листопад.)

 Почему падают листья? (Холодно. Деревьям нечем питаться)

 Какие деревья растут на нашем участке?

 Как изменилась наша рябинка?

 Почему она надела оранжевое платье!

 Кто может сказать, почему рябина дерево?

 Есть ли ягоды на рябине? Какие они?

 Какими стали деревья на улице?

 Пожелтели?

 Есть еще зеленые?

 Начали терять свои рубашки?

 Платье потерялось, пуговки остались.( рябина)

  

Тема «Дождь».

 Цель: дать знания о дожде как о природном явлении

 Из маленьких капель я состою,

 И дом мой туча, в ней я живу.

 С большой высоты я на землю лечу,

 Скорее все прячьтесь, а то замочу!

 Что такое дождь?

 Дождь -это вода, которая состоит из капель. Их очень много, Капельки из тучи

 летят вниз, идет дождь.

 Я очень мокрый и влагу люблю.

 И там, где сухо, я землю полью,

 А если я побежал подорожке.

 Там ты не пройдешь

 -Ты намочишь ножки.

 Что появляется после дождя?

 Каким бывает дождь? (Холодный или теплый, сильньrй или тихий, моросящий, приятный.)

 когда идет теплый дождь, а когда холодный?

 Какой сейчас идет дождь?

 Oт воды я мокну, но не промокаю И людей от капель защищаю.

 

 Тема: «Зонтик»

 Цель: познакомить детей с зонтиком, его назначением.

 Что есть у зонтика?

 Какими бывают зонты?

 Когда они бывают нужны?

 В любую непогоду

 Меня ты раскрываешь.

 Держишь надсобою

 И под дождем шагаешь.

 Oт воды я мокну, но не промокаю

 И людей от капель защишаю.

  

Тема «Осенний лист».

 Цель: дать понятие о временах года, научить устанавливать причинно-следственные связи, показать сезонные изменения в жизни растений.

 Что есть у дерева?

 Погладьте листочек, какой он? (гладкий. шеротватый)

 А какими листья бывают осенью? (желтыми, оранжевыми и т.д.)

 Стало вдруг светлее вдвое.

 Двор как в солнечных лучах.

 Это платье золотое

 У березки на плечах

 Наступила осень. Всю землю покрыли листья - все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой.

 Есть ли листья на деревьях зимой?

 Какие листья весной?

 Нужны ли деревья людям? Зачем?

 Какое сейчас время rода?

  

Наблюдения в ноябре.

  

Tема: «Знакомство с голубем».

 Цель: дополнить знания о птицах, их строении, питании. образе жизни.

 Зачем голубю крылья?

 Как вы думаете, кто больше - голубь или воробей?

 Зачем голубю лапки?

 Что умеет голубь?

 Почему он живой? Докажите.

  

Тема «Береза и ель-подружки».

 Цель: воспитывать бережное отношение к живой природе.

 Все мы друг с другом дружим: животные с животными, птицы с птицами, вы друг с другом, а я с вами.

 Посмотрите, какие деревья стоят рядышком? (ель и береза)

 Они подружки, потому что помогают друг другу. А как они помогают?

 Когда идет дождь, елочка своими ветками защищает березу, а 1-я наклоняет к ней свои веточки. Когда елочке rрустно, березка ласково шелестит листочками и елочке становится весело. Деревья всегда берегут друг друга и никогда не обижают. Так давайте и мы будем беречь деревья!

 Рассмотрите опавшие веточки, какому дереву они nринадлежат? Как узнали?

  

Тема «Почему птиц стало меньше».

 Цель: выяснить причииу отлета птиц, подвести к установлению причинно- следственной связи - пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где ее много.

 Кто это?

 Какие они?

 Они живые?

 Что они едят?

 Все птицы любят есть жуков и мошек.

 А как зовут эту птичку? Что она ест?

 Много ли сейчас насекомых?

 Зачем надо лодям подкармливать птиц?

 Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.

 Какие птицы улетают?

 Как их называют?

 Почему они улетают?

 Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тeплa и насекомых.

 Почему синичка, голубь, воробей, ворона остаются зимовать у нас?

 К нам прилетела птица

 Проститься.

 

 Тема «Деревья нашего участка».

 Цель: закрепить название деревьев, особенности их строения и характерные признаки.

 Что это?

 Где они растут?

 Как называются?

 Какое дерево вам больше нравится? Почему?

 Что ecть у всех деревьев? (Ствол, ветки, листья, семена.)

 Чем отличаются деревья? (Ствол, ветки растут по-разному. листья и семена разные.)

 Что еще есть у деревьев? (Плоды. У клена -  крылатка: у рябины- ягода, у ели-шишки, в них семена.)

 Зачем дереву семена? (Из этих деток – семян вырастшот новые деревья.)

 Деревья какие?

 Почему надо о них заботиться?

  

Темa «Синичка - гость нашего участка».

 Цели: научитъ узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

 Наглядный материал: игровой персонаж Мишка.

 Воспитатель. Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они были большие и желтые, с черными головками (Показатъ модель) Кто это? Синичка.

 Воспитатель. А Мишка говорит, что это жук ведь у него же есть крылья. Давайте

 докажем, что это синичка.

 Дети: У жуков шесть лапок. а у синички - две, у жуков нет клюва, а у птиц есть.

 Синичка - это птица.

 Что есть у птиц?

 Какого цвета перышки на спинке, грудке, головке?

 Синица большая или маленькая птица?

 Чем она питается?

 Когда нет насекомых, любит клевать сало.

  

Teмa: «Знакомство с голубем».

 Цель: дополнить знания о птицах, их строении, питании, образе жизни.

 Зачем голубю крылья?

 Как вы думаете, кто больше - голубь или воробей?

 Зачем голубю лапки?

 Что умеет голубь?

 Почему он живой? Докажите.

  

Тема «Зиакомство с воробьем».

 Цель: закрепить знания о птицах, строении, образе жизни.

 Прыгает, летает, крошки собирает. Кто это?

 Воробей-это зверек такой? Дети. Воробей - птичка.

 Что есть у птички? (Показать модель.)

 Чем покрыто тело?

 Какого цвета грудка?

 Какого цвета перышки?

 Какого цвета шапочка?

 Что это? (Показать клюв.)

 Какой клюв?

 Зачем он нужен?

 Что воробей клюет? Зачем?

 Зачем нужен хвостик?

 Зачем воробью глазки?

 Кто у него враги?

 Каких птичек вы еще знаете?

 Moгyт ли птички прожить без еды?

 Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам. rде живут люди, чтобы найти там какой­нибудь корм.

 Как мы можем позаботиться о птицах?

  

Тема «Сравнение вороны и воробья».

 Цель: обобщить знания о птицах, учить различать и называть основные признаки

 Медвежонок говорит, что он вчера гулял по улице и видел много птиц: одни были

 маленькие, другие большие. Как их зовут, он не знает, но он их сфотографировал. Вы знаете этих птиц? Кто это?

 Где мы их видели?

 Чем они отличаются? (Воробей маленький, ворона большая)

 Чем похожи?

 Что можно сказать об их крылышках?

 Какого они цвета?

 Какие клювы, хвосты, лапы?

 Как они ведут себя, когда едят? (Воробьи прыгают, перелетают, вороны важно шагают, берут своим большим клювом, иногда придерживают кусочки лапой.)

 Что слышно, когда птицы собираются вместе? (чириканье, карканье.)

 Как чирикает воробей?

 Как каркает ворона?

 Вороны и воробьи не улетают в теплые края,  они остаются зимовать. Вот Мишка их и видел.

 Где птицам легче найти корм?

 Какой корм можно положить в кормушки?

 Чем похожи ворона и воробей? (У них есть хвостики, клюв, крылья, перья.)

 Так почему мы называем их птицами?

  

Тема «Комнатные растения. Бальзамин».

 Цель: познакомить с комнатным растением, показать, что есть, стебель, корень, лист, цветок и растению нужны свет, вода.

 Наглядный материал: комнатное растение-бальзамин.

 Что это?

 Оно живое или неживое?

 Что есть у растения?

 Зачем нужны корни, листья?

 Что необходимо растению?

  

Тема «Где pacтут деревья».

 Цель: расширить знания о деревьях, их месте произрастания, строении, сезонных изменениях, учить видеть части в целом и наоборот.

 Где можно увидеть много деревьев?

 Посмотрите и скажите, как выглядит дерево зимой? (Без листьев)

 Почему оно, как будто не настоящее? (оно сухое)

 А rде листики зимой прячутся? (на ветках в почках)

 Так живое дерево зимой или не живое? (живое, но оно спит)

 А веточки откуда выросли? (из больших веток и ствола)

 Как же выглядело дерево до зимы?

  

Тема «Вода».

 Цели: сформировать понятие о свойствах воды, развить любознательность и логику мышления, научить делать выводы на основе имеющихся знаний.

 Спросить у детей, почему не видно луж, их детям приходилось постоянно обходить?

 Где спряталась вода?

 Какая она сейчас?

 Когда она вновь станет жидкой?

 Кому нужна вода?

  

Наблюдения в декабре.

  

Тема «Что такое лес?».

 Цели: продолжить знакомство и углубление знаний о деревьях. дать понятие о лесе.

 Что вы видите?

 Вам знакомы эти деревья?

 Где же они растут?

 Где они еще могут расти?

 Кто посадил деревья в лecy?

 Какие стоят деревья?

 Кто живет в лесу?

 Для кого лес - это дом?

 Кто и где строит свой дом?

 Зачем птицы садятся на деревья?

  

Тема «Как рождаются снежинки».

 Цель: сформировать представления о природных явлениях, снеге.

 Маленькая тучка вышла погулять. Ей было oчень, холодно и грустно. Тучка замерзла и заплакала. И вдруг она с удивлеиием заметила, что из нее летят не слезы, а снежинки. Они были маленькие-маленькие, белые, красивые, не похожие друг на друга и очень веселые. С радостью летели они вниз и олускались кто куда: одни на крыши домов, другие на ветки деревьев, третьи на землю, а самые шаловливые падали деткам на шапочки, рукавички, реснички, носики.

 Откуда взялся снег?

 Что такое снег?

 Зачем нужен снег?

  

Тема «Кормушка. Наши пернатые друзья.»

 Цель: подвести к nонятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

 Наглядный материал: кормушка для птиц.

 Что это? 

Зачем нужны кормушки?

 Для кого они нужны?

 Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, насыпем туда крошек, зерен, положим кашу, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

 Что ест голубь, воробей, синичка?

 Так зачем нужно подкармливать птиц зимой?

  

Тема «Зима - это хорошо или плохо?».

 Цель: расширить знания о природных явлениях, их влиянии.

 Воспиrатель задает детям вопросы.

 В какое время года бывает снег?

 Почему снег бывает зимой?

 Какого он цвета?

 Что такое снег?

 Какой бывает снег? (Мокрый, пушистый, холодный.) Снежинки летяr, укрывают землю, деревья, кусты. А весной, когда снег растает, превратится в воду, земля напьется воды, и травы, и цветы, и колоски будут хорошо расти.

 Зима -  это хорошо или плохо?

Зима -  это хорошо

Зима -  это плохо

Красиво

Холодно

Тепло деревьям

Руки мерзнут

Снег можно лепить

На льду можно

упасть

Дышится хорошо

В лицо дует холодный

ветер

  

Тема: «Белка»

 Цель: сформировать представление детей о белке, ее внешнем виде, где она обитает, как добывает корм.

 Что это? (Показать рисунок беличьего хвоста.)

 На что похоже?

 Чей это хвост?

 Какой он?

 Кто это? (Показать картинку с изображением белки)

 Что есть у белочки?

 Белка - маленький зверек. У нее небольшое овальное туловище, круглая головка, на голове острые ушки с кисточками на концах. Хвост у нее большой, пушистый, красивый, служит парашютом. Когда холодно, белка им укрывается.

 Зачем белке хвост?

 Где она живет?

 Белка живет в дупле или сооружает себе гнездо. Питается она семенами шишек, желудями, осенью сушит грибы, заготавпивает их на зиму, весной кормится почками.

 Чем питается?

 Летом белочка рыжая, а зимой -        серая. Он приносит большую пользу: распространяет семена деревьев. Человек заботится о ней: подкармливает в холодную зиму.

 Почему белочка летом рыжая, а зимой серая?

 Какую пользу она приносит? Как человек заботится о ней?

 Почему белка живет в лесу?

 Белка - лесной дикий зверек. Лес - ее дом.

  

Teмa «Знакомство с диким животным. Заяц»

 Цель: дать знания о зайце, его внешнем виде, где он живет, как добывает корм.

 Наглядный материал: мягкая игрушка белый заяц

 Что за зверь лесной

 Встал, как столбик, под сосной

 И стоит среди травы -

 Уши больше головы? (Заяц.)

 Кто это?

 Где живет?

 Почему зайца зовут трусишкой?

 Говорят так потому, что он всего боится, всегда дрожит.

 Почему он всегда дрожит и боится?

 Кто у него враги?

 Зайца спасают только лапы и шубка. Если он заметит врагов, то долrо лежит на месте и ждет, пока тот уйдет. А когда враг рядом, зайца спасают его лапы. Кусаться и царапаться он не умеет, зато может переворачиваться на спину и сильно бить врага задними лапами, а еще прыrать и бегать очень быстро. Посмотрите, какие у него большие задние лапы. В горку заяц бежит, а с горки катится кубарем. При этом он хитрит, запутывает следы: побежит вперед, вернется по своим следам назад, оnять no ним пробежит и снова - назад.

 Зачем зайцу длинные лапы?

 Что у него есть?

 Шейка у зайца маленькая, он не оглядывается, чтобы посмотреть, где его враг, заяц скашивает глаза, и людям кажется, что он косой. Заяц летом серый, зимой белый.

 Почему заяц меняет шубку?

 Чем он питается?

 Заяц любит кору деревьев и кустов, веточки.

 Где его дом?

 Заяц живет под кустом, в сильный мороз делает норку в снегу.

 Заяц -  домашнее или дикое животное?

Так почему же он живет в лесу?

 

 Тема «Зимняя береза».

 Цель: закрепить знания о деревьях.

 Наглядный материал: картинка с изображением зимней березы.

 Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Словно серебром.

 Что есть у березы?

 Откуда отходят ветки?

 Какой ствол у березы?

 Прикоснитесь к стволу. Почему холодный?

 Можем ли мы дотянуться до верхушки березы? Почему?

 Зимняя береза «распустила косы» - покрьrгые инеем ветви, блестит на солнце берестой. Зимой березка спит, поэтому нет листьев. Давайте пошепчем ей: «Спи спокойно, березонька».

 За что же люди так любят березку?

  

Тема: « Елка»

 Цель: закрепить знания о деревьях, их строении

 Что есть у елочки?

 Какой у нее ствол?

 Что еще есть у ели?

 Что растет на ветках?

 А что на верхушке?

 На вершине ели находятся шишки с семенами, ими питаются птицы. (Показать семеиа ели) Посмотрите, зимой ветки елок покрыты белыми шапками. Под нависшими ветвями скрываются зайцы и белки.

 Зимой красива и стройна,

 Вот у нас растет она,

 На ней иголки –

 Коротки и тонки.  (Елка.)

 Похожа ли ель на березу?

 А что у них общего?

  

Тема «Чем настоящая ель отличается от искусственной».

 Цели: объяснить, чем живое отличается от неживого, учить сравнивать.

 Наглядный материал: ветка настоящей ели, искусственная ель.

 Что это за дерево? (Показать искусственную ель.)

 Есть ли у него запах?

 Веточка настоящей ели какая?

 Зачем ель приносят в дом?

 Что будет, если из леса заберут все ели?

 Чем похожи настоящая и искусственная ели?

 Чем они отличаются?

  

Тема «Кто прилетел к кормушке?»

 Цель: продолжить знакомство с сезонными измененииями в жизни птиц.

 Какое сейчас время года?

 Хватает ли корма птицам в лесу зимой так же, как летом?

 Почему они не могут найти корм в лесу?

 Почему прилетают к нам?

 Что повесили ребята на дерево?

 Какие птицы прилетают к кормушке?

 Как вы узнали синичку, воробья?

 Что ребята насыпали птицам?

 Что любят вороны, синички. снегири?

 Почему надо заботиться о птицах зимой?

 Почему птицы ие мерзнут?

 Почему они клюют корм?

  

Наблюдения в феврале.

  

Тема «Какой бывает снег».

 Цель: продолжить знакомство с природными явлениями, снегом.

 Как догадались?

 Какой он?

 Еще какой?

 А что там за окном?

 Какие там деревья?

 Снег бывает белый, а деревья?

 Деревья бывают холодными?

 Когда они бывают такими? Почему?

 Деревья могут бытъ мягкими? (Мягкие листья, опилки, гнилое дерево.)

 Что случится, если снег занести в комнату? Почему?

  

Тема «С кем дружит ель?»

 Цель: показать, что растения и животные связаны друг с другом.

 Что у нее есть?

 Расскажите, какая ель?

 Кто может под ней спрятаться?

 Кто питается ее семенами?

 Как ель помогает животным?

 Заяц может спрятаться, в ее ветках птицы и звери кормятся ее семенами, у птиц там дом. Животные тоже помогают ели: птицы и белка разносят ее семена.

 Так почему же животные дружат с елью?

 

Тема «Что может нанести елочке вред. и как eй помочь?».

 Цель: рассказать об условиях, при которых дерево может погибнуть.

 Как называется это дерево?

 Какое оно?

 Как сейчас на улице? (Дует ветер.)

 Какой ветер?

 Если ветер слабый, дереву, наверное, приятно раскачивать ветками, если сильный -          он может дерево повредить.

 Как вы думаете, елочке страшен мороз?

 Если мороз небольшой, он елочке не страшен, если сильный – корни могут замерзнуть, и ель погибнет.

 Как ей nомочь?

 Мы можем прикопать к стволу снеr, чтобы дереву стало тeплee. Можно стряхнутъ снег с веточек, если его очень много. Надо о наших деревьях заботиться. Зимой они спят.

 Прилетят ли к нам птицы, если деревьев не будет?

 Почему люди заботятся о елях, растущих в городах?

  

Тема «Наблюдение снеrопада».

 Цель: сформировать представление о природном явлении - снеге, снегопаде.

 Сколько выпало снега?

 Откуда он взялся?

 А сейчас идет снег?

 Какого размера снежинки? (хлопья?)

 Почему снег падает?

 Почему же везде бело?

 Чтение стихотворения о снегопаде.

 Вот поднялся ветерок,

 Набежали тучи,

 И пошел, пошел снежок,

 Мелкий да колючий.

  

Тема «Снегопад - это хорошо или плохо?».

 Цели: научить видеть положительные и отрицательные стороны в явлениях природы, развивать мышление.

 Приятно, когда идет снег?

 Что неприятного?

 Почему вам нравится играть со снегом?

 Что будет, если долго играть со снегом?

 Почему снег тает?

 Ходить по снегу трудно?

 Носить снег лопаткой легко или тяжело?

 Так снегопад - это хорошо или плохо?

 

снегопад - это хорошо или плохо? 

Снегопад - это

Снегопад - это

От снега светло и красиво

Снег холодный

Можно хорошо поиграть, полепить

Если долго лепить,

руки замерзнуr

Снег можно убирать

лопаткой

Снег в лопатке носитъ тяжело

Можно кататъся на

санках и лыжах

На льду не

покатаешься

  

Тема «Сравнение зайцев: игрушечного и вылепленного из снега».

 Цель: научить отличать игрушечного зайца от снежного. Давайте сейчас все превратимся в зайцев!

 А зайчата как проснутся,

 Очень любят потянуться,

 Обязательно зевнут,

 Ловко хвосrиком вильнут.

 Заяц зимой и летом одного цвета?

 Какой он зимой, летом, почему?

 А если зайчик, который живет только зимой и всегда белый?

 Из чеrо он может быть? (Из снега.)

 Кто это? (Показать игрушечного зайца.)

 Что у него есть?

 А как узнали, что это заяц?

 А хвостик какой будем лепить?

 Ребята, где мы сделаем у зайца лапы?

 Сколько лап у зайца?

 А может заяц так сидеть, чтобы лапок не было видно?

 Давайте теперь все превратимся в снежных зайцев. Сядь те так, чтобы лапки не были видны.

 А если мы снежного зайку принесем с улицы, долго он сидеть будет? (Нет, он растает.)

 Почему?

 А этот зайка растает? (Показать игрушечного зайца.)

 А из чего он сделан?

 Из чего его шерстка?

 Какой это зайка?

 А снежный зайка какой?

 Чем они похожи?

 Чем отличается живой зайка от игрушечного?

  

Тема «Солнце».

 Цели: закрепить представление о явлениях на объектах живой и неживой природы, научить искать выход из проблемных ситуаций"

 «Светит, сверкает, всех согревает.» (Солнце.)

 Что это?

 Солнце живое?

 Почему нет?

 Когда оно бывает добрым?

 Когда оно злое?

 Кто рад солнцу?

 Все ли ему рады?

 Всегда ли хорошо, когда много солнца?

 Можно ли долго гулять на солнце?

 Много ли солнца зимой?

 Почему зимой холодно?

 Кому нужно солнце?

  

Тема «Что сейчас делают рыбки?»

 Цель: продолжить знакомство с сезонными изменениями в жизни рыб.

 Настали холода.

 Покрылась льдом вода.

 Куда пропал карась?

 Карась зарылся в грязь.

 И так всю зиму в ней

 Проспит до теплых дней.

 Проснется наш карась.

 С боков отмоет грязь

 И станет золотым,

 Как солнце, налитым.

 Дети, какое сейчас время года?

 Что стало с рекой?

 Почему она замерзла?

 Как думаете, вода холодная или теплая? Птицы, которые жили на реке, улетели.

 Куда зарылся карась?

 А куда делись рыбки? (Они опустились на дно.)

 Да, рыбки опускаются на дно, в ил, грязь, и их жизнь замирает. Они почти не двигаются и не питаются, только дышат и слегка двигают плавниками.

 Коrда же проснется карась?

 Когда будет греть солнышко и согреется вода, все рыбки снова оживут, будут плавать, кушать, у них появятся мальки.

 Так почему же уснули рыбки?

  

Тема «Рассматривание птичьих следов».

 Цель: научить различать птичьи следы.

 Что это? (Следы.)

 Кто их оставил?

 Как догадались?

 Чьи это следы, а это?

 Почему у воробья следы маленькие?

 Почему тут следы кончились?

  

Тема «Как птицы ведут себя зимой».

 Цель: уточнить и расширить знания о птицах.

 Что девочки положили в кормушку?

 Какие гости к нам прилетели?

 Почему прилетели птицы?

 Какую птицу вы видите в первый раз?

 Почему свиристель нарядный?

 Что у него на голове?

 Чем были заняты птицы?

 Почему все щебетали?

 Могут ли птицы прожить без корма?

 Так почему же надо о них заботиться?

  

Наблюдения в марте.

  

Тема «Облака».

 Цели: закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, продолжить учить, искать, выход из проблемных ситуаuий.

 Белая вата плывет куда-то. (Облака)

 Где плывут облака?

 Какие они?

 А еще какие?

 Почему они плывут?

 Куда они поплыли?

 Облака движутся, они живые?

 Если бы мы полетели на облаках, что бы мы увидели?

 А что же такое облака?

 Почему бывает дождь и снег?

 На что похоже? (Показать картинки)

  

Teмa «Наши комнатные растения».

 Цели: расширить знания о комнатных растениях, научить узнавать их по внешнему виду. Закрепить знания, что для роста и жизни растений нужны свет, тепло, вода; воспитать бережное отношение ко всему живому.

 Наглядный материал: игровой персонаж Мишка, растения: бальзамин, бегония, аспидистра, лилия, сансивьера, амариллис, кислица.

 Зачем мы посадили столько цветов?

 Чтобы было красиво, уютно, воздух делать чище. наблюдать за ними. А еще растения лечат, моль отпугивают.

 Да, ребята, мы их посадили еще и потому, что мы их любим. За окном мороз, земля покрыта снегом. дует ветер и идет снег, а нас радуют зеленые веточки и цветочки, которые распустились у наших растений.

 Как же называются наши цветы - растения? (бальзамин, бегония, аспидистра, лилия, сансивьера, амариллис)

 Что у них есть? (Корень, стебель лист, цветок.)

 Все ли растения одинаковые?

 Нет, все растения разные: у амариллиса длинные листья, а у бальзамина маленькие.

 У всех ли есть стебелек?

 А у амариллиса он есть? (Нет, листья растут прямо из земли)

 Что есть у всех растений?

 Мишка говорит, что узнал все о растениях, пусть растут себе на окошке и ухаживать за ними не надо.

 Ребята, прав ли Мишка?

 Зачем нужно ухаживать за растениями? (Они живые и если не ухаживать они завянут)

 Как мы ухаживаем за растениями? (Поливаем, моем рыхлим землю.)

 Что нужно, чтобы они всегда были веселые и красивые? (Свет. тепло, вода.)

 Так почему же они живые?

 Мишка решил подарить нам новый цветок – травку - кислицей называется.

  

Тема «Как вырастают растения».

 Цели: дать знания о росте и развитии растений, познакомить со стадиями и условиями роста.

 Как называется это растение?

 Где вы его видели?

 Оно сразу стало таким?

 Из чего же оно выросло?

 Где взяли семена?

 Семена сами выросли?

 Что нужно, чтобы выросли цветы?

 Сейчас цветы растут, почему?

 Где их сейчас можно вырастить? Так из чего вырастает цветок?

   

Тема: «Сравнение деревьев и кустарников».

 Цель: научить сравнивать дерево и куст, находить отличительные признаки и сходство"

 Какие вы знаете деревья?

 Какие вы знаете кусты?

 Где растут деревья и кусты?

 Какие деревья и кусты растут на нашем участке?

 Сколько стволов у дерева?

 А у куста?

 Чем отличается дерево от куста?

 Зачем деревья и кусты нужны людям?

 Почему деревья и кусты растения?

 Так почему же береза и ель – деревья, а шиповник и смородина - кустарники?

  

Тема «Знакомство с сосной».

 Цель: дать знания о сосне, ее строении

 Что это за дерево?

 Что это у сосны?

 А какого сосна цвета?

 Что отходит от ее ствола?

 Какие у нее ветки?

 Что на них есть?

 Какие они?

 Что еще видите на ветках?

 Какого цвета шишки?

 Какой они формы?

 Почему сосна - дерево?

  

Тема «Сравнение сосны и ели».

 Цель: дополнить знания об особевностях строения сосны и ели.

 Ее в лесу всегда найдешь,

 Пойдешь гулять и встретишь,

 Стоит колючая, как еж,

 Зимою в платье летнем. (Елка)

 Почему же ель зимой в «платье летнем»?

 А сосна в каком платье?

 Чем они похожи?

 Что у них на веточках?

 Чем они отличаются? (Ветки растут по-разному.)

 Как растут ветки у ели?

 А у сосны?

 Чем похожи их иголки?

 Чем отличаются?

 Иголки ели и сосны называют хвоей, а сами деревья - хвойными.

 Что сейчас nроисходит с деревьями?

  

Tемa: «Знакомство с дятлом».

 Цель: дать знания о дятле.

 Как называется эта птица?

 Вы видели его в городе?

 Где же он живет?

 Какой он?

 Какоrо цвета у него шапочка?

 Почему слышно, как он барабанит?

 Зачем дятлу длинный толстый клюв?

 Чем питается дятел?

 Почему его называют птицей?

  

Тема «Жизнь под снегом».

 Цель: дать знания о том, что жизнь под снегом продолжается.

 Наглядны материал: диорама жизнь мышей под снегом.

 Как вы думаете, осталась ли жизнь под снегом?

 Что сейчас делают мыши?

 у кого зимой появляются дети?

  

Тема «Помощь пернатым в зимнее время года»

 Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

 Куда вышлии ребята?

 Для кого они несли зерно?

 Куда они насыпали зерно? Зачем?

 Почему прилетели птицы?

 Кому насыпали семечки?

 Птицы быяи рады?

 Так почему же надо nодкармливать птиц?

 

  Тема «Деревья в лесу».

 Цель: уточнить знания о деревьях, животных.

 Как выдумаете, живет ли в дереве кто-нибудь?

 Как узнать, живет или нет?

 Кто может прятаться около пня?

 А под корой деревьев?

 Что это за дерево? (Сосна.)

 Почему думаете, что это сосна?

 А как тут было летом?

 Что же такое растет в лесу?

 Почему мы их назьmаем деревьями?

  

Тема «Солнце».

 Цель: дать знания о том, что с увеличением активности солнца жизнь животных меняется.

 Почему солнце светит ярче?

 Где оно находится?

 Почему всем хорошо от солнца?

 Почему все оживает, когда бывает солнце?

 Кто же рад солнцу?

  

Тема: «Весна»

 Цели: дать понятие о времени года, расширить знания о признаках сезона.

 Зима недаром злится ­

 Пришла ее пора.

 Весна в окно стучится

 И гонит со двора.

 Про какое время года говорится в стихотворении?

 Почему весна в окно стучится?

 Похоже, что весна пришла на улицу?

 Почему, как догадались?

 Так какое время года наступило?

  

Тема «Солнце».

 Цели: закрепить знания о неживой природе, развить мышлеиие.

 Почему измеиился снег?

 Что с ним происходит?

 Кто же его растопил?

 Что согревает землю?

 Солнце живое?

 Почему неживое?

 Так почему же тает снег?

 Почему побежали ручьи?

 Так почему хорошо от солнца?

 

 Тема «Сосулька».

 Цель: продолжить учить приемам обследстания, умению делать выводы.

 Что это?

 Где вы видели сосульку?

 Где же появились сосульки? Когда? Почему?

 Почему сосулек летом не бывает?

 Когда их больше -      зимой или весной?

 Почему говорят, что сосульки плачут?

 Чем плачет сосулька?

 Так что же такое сосулька?

  

Тема «Птицы».

 Цель: уточнить представление о новом в поведении птиц с наступлением весны.

 Что делают воробьи около лужи?

 Откуда взялись лужи?

 Почему воробьи громко чирикают?

 Почему корм остается несъеденным?

 Почему птицы стали реже прилетать к кормушке?

 Так чему же радуются птицы?

  

Наблюдения в апреле.

  

Тема: «Какое время года наступило?»

 Цели: дать представление о смене времен года: научить различать признаки зимы и весны; развивать речъ, мышление, воображение; воспитывать чувство радости от встречи с природой.

 Так какое же время года наступило? Давайте вместе скажем: «Весна»

 Как вы узнали, что наступила весна?

 Какое время года было перед весной?

 Похожи между собой весна и зима?

 Чем? (Нет листыв, бывают сосульки, снег лежит)

 А можем ли мы услышать весну? (Появляется капель. поют птицы.)

 Чем весна отличается от зимы? (Стаю теплее,появились птицы. проталины, побежали ручьи, сосулек больше.)

 А что будет после весны?

 Куда делся снег?

 Почему он тает?

 Есть ли облака?

 Почему они движутся?

 На что похожи?

 Что происходит с деревьями?

 Кто разбудил весну? (Солнце.)

 Так как же вы догадались. что наступила весна? (Солнце светит ярче, капель, проталины, ручей течет, птицы пролетают и поют.)

  

Тема «Сравнение зимы и весны».

 Цели: уточнить знания о временах rода, научить сравнивать признаки зимы и весны.

 Какое подходит к настоящему времени года?

 Снег теперь уже не тот

 Потемнел он в поле,

 На озерах треснул лед.

 Будто раскололи.

 Снег на полях,

 Лед на реках,

 Вьюга гуляет,

 Когда это бывает?

 Почему вы так думаете?

 Похожи ли между собой весна и зима?

 Чем похожи?

 Чем отличаются?

  

Тема: «Таяние снега»

 Цель: дать понятие о том, что с наступлением теплоты снег тает.

 Что сейчас происходит со снегом?

 Каким стал снег?

 Почему тает снег?

 Чем пахнет на улице? (талой водой)

 «Зимой в поле лежал, весной в реку убежал.» (снеr)

 Вышло солнце из-за тучи

 И нагрело снег скрипучий.

 Снег задумался чуть-чуть

 И ручьем пустился в пуrь.

 Снег устал лежать в сугробах

 Догони его попробуй.

  

Тема «Наши комнатные растения».

 Цели: расширить знания о комнатных растениях, научить узнавать их на картинках, воспитать желание ухаживать за ними.

 Как это можно назвать одним словом? (Показать картинку)

 Как вы их узнали?

 Есть ли у нас в группе такие растения? (Показать открытки)

 Откуда появились растения?

 Всем ли растениям у нас хорошо?

 Как узнать?

 Как им помочь?

 Так зачем же надо ухаживать за комнатными растениями?

  

Тема «Трава».

 Цель: продолжить знакомство с сезонными изменениями в жизни растений.

 Что нового появилось на земле?

 В каких местах трава появляется первой?

 Какого цвета трава?

 Какая на ощупь?

 Почему весной она оживает?

 Для кого трава - пища?

 Кто живет в траве?

 Так в какое же время появляется трава?

  

Тема «Ветер»

 Цель: закрепить знания о явлениях неживой природы.

 Наглядный материал: вертушка.

 Есть ли сейчас ветер?

 Как вы определили?

 Почему крутится вертушка?

 Как узнать, куда дует ветер?

 Чем весенний ветер отличается от зимнего?

 Почему ветер стал теплым?

 Почему исчезли лужи?

  

Тема «Есть ли на реке лед?»

 Цель: познакомить с явлением ледохода.

 Какой мы с вами видели ручеек?

 Почему ручейков стало много?

 Какая была река зимой?

 Где плывут льдины?

 Так почему же река зимой замерзла?

 Почему сейчас растаяла?

 Почему льдины уплыли?

  

Тема «Как елочка весну встречает».

 Цель: расширить знания о деревьях, их жизни весной, изменениях, которые происходят весной.

 Какое сейчас время года?

 Как называется это дерево?

 Что есть на елочке?

 Какие иголки были у нее зимой?

 Какого цвета стал ее ствол?

 Так как же елочка готовится к весне?

 

 Тема: «Что происходит в жизни животных весной».

 Цель: уточнить знания об изменениях в жизни животных весной.

 Какого цвета должен быть зайчик, чтобы лиса его не заметила?

 Что еще изменилось в жизни зайца?

 Что изменилось в жизни медведей?

 Что едят медведи?

 Что изменилось в жизни белок?

 Что вы узнали интересного о жизни животных зимой?

  

Тема «Птицы весной».

 Цель: дать понятие о сезонных изменениях в жизни птиц, связи их поведения и изменений в nрироде.

 Скажите, что вы слышите? (Поставить диск.)

 Когда можно услышать эти голоса?

 А сейчас каких птиц можно услышать в лесу?

 Почему зимой не слышно других птиц?

 Зачем улетели птицы?

 Как их называют?

 Что это за птица? (Показать картинку с изображением дятла)

 Зачем дятлу клюв?

 Как мы помогали птицам зимой?

Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: